МБОУ "Старозелёновская средняя школа"
село Старое Зеленое Старокулаткинского района Ульяновской области
  • Образовательные стандарты и требования

    Три поколения стандартов

    ФГОС принято делить на три поколения в зависимости от того, в каких годах они применялись. 

    Первое поколение ФГОС

    Были приняты в 2004 году и назывались Государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Подробно описывалось содержание предметов: темы, дидактические единицы. Из-за того что основной целью был не личностный, а предметный результат, ФГОС быстро устарели.

    Второе поколение ФГОС

    ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009-го по 2012 год и действовали до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по Федеральным государственным стандартам второго поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни

    Собственные образовательные программы организации отсутствуют

    Третье поколение ФГОС

    Переход на новые образовательные стандарты — третьего поколения — произошёл в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018-го, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение. 

    Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020-го обновились все школьные программы. Окончательный переход на новые ФГОС произошёл в сентябре 2021 года. 

    Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции стандарты включали только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе следует изучать, поэтому образовательные программы разных школ различались, а результаты обучения не были детализированы. ФГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

    ФГОС начального общего образования (1 — 4 кл.)  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования",Приказ Минпросвещения России от 18 июля 2022 г. № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286» 

    ФГОС основного общего образования (5 — 9 кл.) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" , Приказ Минпросвещения России от 18 июля 2022 г. № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287»

    ФГОС среднего общего образования Приказ Минпросвещения России от 12.08.2022 №732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012№413"

    Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

    Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения перед учениками и родителями.

    Сделан акцент на развитие софт-скилов — метапредметных и личностных.

    Приведен подробный перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины. Например, уметь доказать что-то, интерпретировать информацию, оперировать понятиями, решать задачи.

    Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков, например проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности.

    Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников, например сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно.

    Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами, хотя ранее это допускалось. 

    Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

    Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.

    Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают

     федеральные основные образовательные программы - единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования (Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ)

    • ФОП НОО (приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372); 
    • ФОП ООО (приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370); 
    • ФОП СОО (приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371).

    Также можно использовать интерактивные версии ФООП: ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО.

    Важно! Федеральные рабочие программы (ФРП) по всем предметам для всех уровней общего образования также доступны на сайте «Единое содержание общего образования». Там представлены все ФРП для реализации на уровне начальногоосновногосреднего общего образования и рабочие программы курсов внеурочной деятельности

    Федеральные документы

    Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71764)
    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71762)
    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71763)

    Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования

    -"ПИСЬМО" МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ ОТ 22.05.2023 N 03-870 "О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ"

    СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28"Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"(Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573)

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 № 119
    "О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603)

    Региональные документы

    -Распоряжение Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области от 23.01.2023 №126-р О переходе на ФГОС СОО                                                                                                                                                                                 Письмо Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области О введении федеральных основных общеобразовательных программ                                                                                                                                          -Письмо Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области Об апробации рабочих программ

    Что важно знать о внедрении ФООП родителям (законным представителям)

    Документы

    • Все документы
    • Федеральные
    • Муниципальные
    • Учебники/приказы, списки,..../
    • Документация по стандартам /федеральные, региональные,муниципальные/

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie